![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)
Мы познакомились на вступительном экзамене на филфак. Я тогда носилась, как заведенная, по коридору и знакомилась со всеми, сразу же забывая, какое имя слышала, и очень хотела сдать поскорее, поэтому очередь моя загадочным образом оказалась гораздо раньше, чем у двух моих одноклассниц, поступавших за компанию со мной.
Передо мной шла девочка Люда, а после меня Лена. Помнится, даже при беглом взгляде на Люду я поняла, что одна только ее сумочка стоит раза в три дороже, чем весь мой прикид вместе взятый, и за это она мне не очень-то понравилась.
Я отметила про себя, что, отвечая про поэзию Тютчева, она пропустила две строчки из тех самых стихов про Россию, но после экзамена мы распрощались дружелюбно. Мои одноклассницы провалились, поэтому в первый учебный день единственными знакомыми лицами оказались Лена и Люда. Мы разговорились, вместе сели на торжественном сборе 1 сентября и даже написали заявление в деканат, чтобы нас записали в одну группу.
О, это была судьба! Лена познакомила меня с моим мужем. А Люда стала самой дорогой и любимой подругой с 1995 года и навсегда. Она родилась на несколько часов раньше, чем я. И нет на свете человека, которого я поздравляю с днем рождения радостнее. Я говорю что-нибудь ехидное, типа «ах, дорогая, ты стала на год старше, но разве 30 – это возраст?! Мне вот 29, а я все еще молода!», а на следующий день она не менее ехидно и радостно говорит мне, что «ах, Аня, время так летит! Вот и тебе 30, и это так приятно!»
У нее всегда было при себе зеркальце, в которое она любовно периодически смотрелась, у нее карие лукавые глаза, и только она может сказать или не сказать что-то так, что я сразу пойму, всё, что она имела ввиду.
- Люда, ну почему ты не говоришь мне, что думаешь о моем новом сарафане? – я сама тогда сшила себе то рельефное розовое великолепие.
- Ну… - она, сдерживая улыбку, лукаво посмотрела – Сарафан красивый. Тебе идет.
- Так. А в чем подвох?
- ой, Аня! Ну все хорошо! Но вот эти твои ручки! Они так… болтаются!
- Люда, как моя прическа?
- Ой, ну что ты спрашиваешь?! Все нормально с твоей прической. Ты, как всегда, лохматая!
Она звонила мне, и мы болтали с ней по полтора или два часа, сидя дома на диване за стационарными телефонами.
Она вышла замуж первой из нас. В свой день рождения, когда ей исполнилось 18.
У нее был страшный, нечеловеческий токсикоз, с которым она лежала в больнице. Она позвонила оттуда и сказала: «знаешь, я ничего не хочу. Чебурек хочу. Большой, горячий и с мясом» И я на следующий день с рынка бежала к ней с этим чебуреком, изо всех сил стараясь, чтобы он не остыл, пока я его донесу.
Мы сидели рядом, и наши почерки стали похожи друг на друга – ее стал менее понятным, а мой более округлым.
- Ой, ты не представляешь, с кем Ленка хочет меня познакомить! Его зовут Вася, а про фамилию вообще молчу! В сочетании это очень, ну очень смешно!
- Ого! Правда что ли? Слушай, надо познакомиться. Хоть посмотреть, как выглядит это чудо. Нет, правда что ли Вася? Ну и ну.
Когда она приходила к моему окну в роддоме (посещения беременных почему-то были запрещены), я залезала на высокий подоконник и высовывалась в форточку, а она говорила:
- Ну что ты так радуешься?! Мы все равно твою стипендию тебе не докинем!
- Нет, Люда! Я больше никогда с ним не свяжусь. Ну что я?! Дурочка что ли?! Так и буду наступать на одни и те же грабли?!
А она помешала кофе и сказала:
- Ну-ну.
Мудрая Люда.
Она так рано вышла замуж! Так рано стала мамой! Уйдя из обеспеченной семьи, она стала работать и зарабатывать гораздо раньше, чем я. Она понимала, что надо где-то брать деньги на еду для дочки, и продавала бытовую химию, книжки, игрушки… Она вставала в четыре утра и ездила работать с постоянной температурой. Она работала в школе и в областной думе, она умеет оформлять невозможное количество документов и не сходит от этого с ума. Она сейчас получает второе высшее образование. Да что там, она уже почти юрист.
Она борется, постоянно борется с обстоятельствами, работой и проблемами. Только она может потащиться куда-нибудь в Переделкино, чтобы посмотреть на дачу Пастернака. Она настоящая. Она живая. Я так рада, что она есть у меня. Люда.
А чего это я? Почему пишу об этом? Да просто вчера мы с ней встречались, пили кофе и болтали. И после этого мне всегда хорошо на душе, даже если грустно. А еще я сегодня случайно нашла письмо, вложенное в поздравительную открытку, и вспомнила, как была рада этой весточке. А текст открытки был следующий: «Дорогая Анна! Поздравляю Вас с 23-х летием. Смею заметить, что Вы стремительно приближаетесь к третьему десятку! И чтобы Ваши годы не отражались на Вашей внешности, шлю Вам небольшой косметический продукт. Пропитывайте Ваши волосы алоэ вера и будьте здоровы. Люда. Ноябрь 2001».
Это сейчас мне пишет бумажные письма только суд города Красногорска, приглашая быть присяжной. А тогда… мне писала их она.
Спасибо ей, что она есть.